DennisO (denniso) wrote,
DennisO
denniso

Пора прочистить уши



Настала пора прочистить некоторым уши.

…или мозги? Да некоторым, и мозги не мешало бы прочистить. Но сегодня не об этом.


IMG_5703.JPG


Как-то в прошлой жизни, помогая знакомому звукорежиссеру отстраивать зал для одного рок-бэнда, я был настолько впечатлен точностью его работы, грамотной подзвучкой инструментов, сбалансированной настройке непростого помещения, что не удержался и выразил свое восхищение лидеру и вокалисту, Александру Патлису.

“У Юры - золотые уши” - сказал тогда я. На что, с удивлением, получил следующий ответ: “Да уж, за столько лет, уши-то мы ему прочистили”. Ребята поржали, и мы продолжили работу. Программу в тот вечер парни отработали на отлично.



Я оставлю за кадром специфику работы с популярными исполнителями, как в студии, так и на живых концертах. Скажу лишь одно - в большинстве случаев, после того как материал записан, и все сказали - да, вот это ОНО, ТО САМОЕ ЗВУЧАНИЕ, и все счастливые разошлись по домам, только после этого и начинается работа. Работа от которой зависит, купят ли запись слушатели или нет.

Я опять оставлю за кадром тот факт, что в восточной Европе и на постсоветском пространстве звукоинженеров, инженеров мастеринга и микса в общем-то за профессионалов не считают, а смотрят на них как на приложение либо к студии, либо к концерту. Хорошо, что это не везде так. Кому интересно - найдите и послушайте лекции Эндрю Шэпса. Например эту.


Итак, о чем это я? Да! Я устал от цифрового звука.

И еще больше я устал от говно-техники, которую в огромном количестве производят сегодня, подгоняя ее под ограничения современных носителей звука и, главное, через что нам предлагают этот звук слушать.

Наберитесь терпения, сегодня я поделюсь своими скромными знаниями в области акустики. А именно - расскажу, почему одни колонки стоят сто долларов, а другие - сто тысяч. И где нас надувают.


Сначала немного теории.


Эволюционно так сложилось, что человеческое ухо настроено на определенный звуковой диапазон. Нет, это не всем известные 20-20,000 герц. Нет, ухо человека особенно чувствительно в диапазоне от 400 до 8,000 герц. Все гораздо скромнее.


Эта чувствительность зависит от звукового давления (грубо говоря - громкости), от возраста слушателя, а также от особенностей анатомического строения слухового аппарата конкретного человека.


Рано или поздно в своей жизни вы обратитесь к специалисту аудиологу, и он покажет вам вот такую картинку.

Screen Shot 2017-04-23 at 12.01.17 PM.png


Чем ниже уровень звукового давления, тем более выражена нелинейность чувствительности нашего с вами слухового аппарата.

Это и есть первый секрет качественного звучания - чтобы хорошо сведенный звуковой материал хорошо звучал на средней или малой громкости, для этого нужно делать правильную аудио-коррекцию, или как ее еще называют тонкомпенсацию.


Но, как тонкомпенсировать звукозапись? Как сделать так, чтобы музыка хорошо звучала как на малой, так и на большой громкости? Не в углубляясь в секреты студийной звукоинженерии, ответ прост - никак.


Есть конечно, “золотой баланс”, но в конечном итоге все будет зависеть от того на какой аппаратуре, какими методами, с какой громкостью и на каких колонках вы эту запись будите слушать. Да - сегодня большинство усилителей имеют системы встроенной тонкомпенсации и другие “цифровые улучшайки” звука, но толку от них как правило немного, а скорее наоборот.


За последние 20 лет мы разучились слушать.

Упадок незаметно начался с появления компакт дисков, форматов сжатия аудио-материала для экономии места (кто помнит Napster и WinAMP?), перехода на цифровые способы не только хранения, но и воспроизведения звука (к примеру, популярные интегральные усилители класса Д, в которых усиливается уже не аналоговый, а дискретный сигнал-гибрид). И закочилось все это так:




То есть за два десятка лет мы пришли от этого:

jbl l100.jpg

к этому:

logitech.jpg


Хорошо это или плохо - об этом далее.

Несомненно, хранить тысячи песен в наручных часах, телефоне или даже самих наушниках - это удобно. Еще удобнее, ничего не хранить и все “стримать” через какой-нибудь сервис и иметь возможность купить мгновенно понравившуюся песню за 99 копеек.

Но задумывались ли вы, сколько циклов “распаковать-запаковать” прошел ваш любимый альбом от момента как с ним закончили работать музыканты и до того момента, когда вы насладились шедевром вашей любимой группы?


Почему большинство современных записей звучат практически одинаково? Одинаково хреново.


Как рыба гниет с головы, так и звук портится с колонок. Почему? Если упрощать, то любая колонка и многие современные наушники содержат в себе вот такой девайс.

Kasun-US-385C-3-разъём-ов-Hifi-домашние-аудио-система-кроссовер.jpg

Это кроссовер, или проще говоря - набор фильтров для “нарезки” звукового диапазона на “куски”. И это еще неплохой вариант. Вот, например родной кроссовер от Bang&Olufsen:

s-l1600.jpg


Делают это для того, чтобы каждый “кусок” звука потом воспроизводился своим отдельным динамиком. Вот как это выглядит.


Screen Shot 2017-04-22 at 5.27.33 PM.png


Мда… Ничего не замечаете? Мало того, что профессиональные и бытовые акустические системы строятся по принципиально разным схемам, так еще и места “сшивания” звука у них разные.


Что это значит? Все просто. Дома, на бытовой аппаратуре вы НИКОГДА не воспроизведете оригинальное звучание песни записанной в студии, живого концерта или фильма. НИКОГДА. Идеальный студийный звук возможен только в той студии, где была сделана запись. Все остальное - приближение.


Теперь немного анализа.

В бытовой (и в профессиональной иногда тоже) акустике места кройки частот попадают как раз в тот диапазон, в котором наши уши наиболее к этому чувствительны.


Чем это чревато? В местах стыка (я очень упрощаю), резко возрастает как звуковое сопротивление системы, так и нарушается фазировка сигнала. Другими словами - в местах стыка всегда будет провал и побороть его очень непросто, либо дорого.


Тогда, почему бы нам, вместо того, чтобы вбрасывать деньги в решение созданной проблемы, не устранить саму проблему?

С этого момента и начинается настоящий путь к живому звучанию. А для этого нужно всего лишь определить некоторые параметры:


1. Не резать звук от 400 до 8,000 герц, а еще лучше - от нуля до 8,000 герц
2. Для верхнего диапазона выбрать динамик, который бы не вносил фазовых искажений
3. Подобрать грамотный низкочастотный динамик (не значит громкий), или же резонатор.
4. Верно выбрать схему корпуса. И не в коем случае не выбирать схему с низкочастотным фазоинвертором - дыркой в корпусе. Резонаторы Гельмгольца для домашнего пользования нам ни к чему. И вот почему: в корпусах с фазоинвертором после небольшого подъема идет резкий спад. То есть, вы изначально настраиваете низ на одну-единственную гипертрафированную ноту. Для сабвуфера это еще куда-нишло, но для качественной акустики - зло.


Screen Shot 2017-04-23 at 11.38.57 AM.png


И что же получается? Если вы зададитесь целью найти на рынке и купить пару колонок с такими базовыми характеристиками - то очень быстро поймете - цена таких систем начинается от $7,000-$10,000 USD и верхний предел не ограничен.

bf32d45a21ffe0c78ba3e3627fcce066.jpg



На этом как бы можно и закончить наш экскурс в теорию. Можно если бы не одной НО. Себестоимость производства большинства акустических систем составляет менее 25% от розничной стоимости. И чем выше цена конечного продукта, тем меньше этот процент.


Получается, что если вам (как и мне) надоел плоский забитый звук перенасыщенный цифровыми пост- и пре- обработками, можно вместо покупки колонок, скажем на пару тысяч долларов - взять и за эти же деньги собрать комплект, который будет звучать в ценовой категории от $10,000 USD


То была присказка. Сейчас настало время сказки.


Дело было под Рождество. А Рождество - время подарков, и на это Рождество я с удовольствием занялся необычным проектом.


Сначала мне нужен был “донор”. Мастер по дереву из меня никакой, да и расчет корпусов колонок дело хлопотное. Я же знал свои “хотелки”. Нужны были колонки в форм-факторе столбика, из твердого дерева.


Да да твердые сорта дерева, а не массив, MDF или прочие опилки. К сведению - последние деревянные колонки закончили выпускать в конце 80-ых годов, когда все повально начали переходить на пластик и MDF. Но мне повезло, и я нашел Advent Heritage в хорошем состоянии :

advent-heritage.jpg



Из самих колонок нужен был только корпус, поэтому все внутренности этой “Hi-Fi” системы отправились на помойку сразу же.

IMG_20161231_133649.jpg


Изнутри я обработал корпуса специальным демпфирующим составом, чтобы немного оживить дерево - климат у нас сухой и конечно это сказывается на всех изделиях из натурального дерева.

IMG_20170101_170806.jpg

После хорошей сушки, снял всю краску с корпусов. Но не это главное. Главное в хороших акустических системах - это отсутствие внутренних резонансов. Любой корпус “звучит” - имеет свою резонансную частоту и массу сопутствующих гармоник. Избавляются от этих ненужных резонансов всевозможными способами.


Я же всегда иду по пути равномерного увеличения массы корпуса. Для этого я использую хорошо проверенный материал - RAAMAT или DYNAMAT, которые используются для акустического демпфирования машин.

WBvanDynamat-640x480.jpg

Зачем? По нескольким причинам. Этот материал - не что иное как вулканизированная резина на клеящейся основе и алюминиевой пленкой на внешней стороне. Этот материал дает как минимум 100 грамм веса на квадратный дециметр, и на объеме колонки таким образом можно увеличить массу корпуса на 10 килограмм. Это много.


И второе - алюминиевая пленка идеальна для установки студийных акустических панелей из open-cell foam. И это принципиально - я не признаю ватин, и любые другие пухо-образные наполнители для колонок закрытого типа. Их еще называют - системы акустического подвеса динамика.

IMG_20170121_175051.jpg


После того, как внутренние корпусные работы были закончены, пришло время расчета кроссоверов. Обычно производители сначала выбирают динамики, а потом, под них, с учетом их недостатков, рассчитывают кроссоверы. При этом тратится масса времени и денег на расчет кроссоверов. А все из за того, что это изначально компромисс. Вместо того, чтобы выбрать подходящий динамик с оптимальными характеристиками - берут что подешевле.

IMG_5700.JPG

Я же всегда иду от обратного - инструмент звучит, когда каждая его деталь на нужном месте - нужный сорт дерева, правильный динамик, правильный объем и качественные комплектующие в фильтрах.

Поэтому никакой магии в моих кроссоверах нет. Есть решения, которые мало кто применяет. Основное из них - хоть у меня дизайн и трехполосный (три динамика), “сшиваю” я только одну частоту. И сшивается она так, что ни фаза, ни окрас звука не нарушаются.

Вот эти фильтры:

IMG_5653.JPG


Секрет не в фильтрах, а в динамиках.

IMG_20170121_175426.jpg


Основной - широкополосный 8-ми дюймовый, Tang Band W8-1808. Красавец. Он же используется в акустических системах за 5-ти значные суммы. Вот его частотная характеристика.



Чувствительность - обалденная. Один недочет в нем - после 10,000 герц идет подъем, и по отзывам многих пользователей - резковат он в этом диапазоне.




Именно поэтому, я “поженил” его с супер-высокочастотником, Fountek NeoCD3.5H, и частоту раздела выбрал 8,150 герц. Этот высокочастотный динамик - ленточного типа, отлично совмещается по чувствительности с основным динамиком. Он настолько хорош, что в некоторых студиях им дополняют известные классические мониторы Tannoy.


Чтобы иметь возможность тонкой подстройки, я установил L-Pad - грубо говоря уровень сверхвысоких частот. В итоге - основное положение у меня на L-Pad точно посередине, что только подтверждает правильный расчет кроссовера и верный выбор динамиков.

IMG_20170122_092933.jpg


А как же басы, спросите вы. Ох уж эти басы. Всегда с басами проблемы. И больше проблем именно в головах басо-манов.


Как говориться, на звук и цвет товарищи все разругались. Но для меня нижний диапазон должен быть в первую очередь правдоподобным. Если это контрабас, он и звучать должен как контрабас, а не бочка с дегтем. Если это бас-гитара 70-х с толстыми дубовыми струнами, то и звучать она должна именно так, а не как Страдивари. Не нужно пытаться сделать из баса то, чего в нем нет.

Поэтому нижние частоты я не сшиваю. Вместо этого, я в дополнение к основному динамику, который снизу ничем не обрезаю, добавляю низкочастотный динамик от известной американской фирмы (не сабвуферный) и обрезаю его аккуратно сверху простейшим фильтром 2-го порядка на частоте около 320 герц.

Согласовав чувствительность обоих динамиков я получаю +3Db натурального подъема на низах там, где основной динамик в данном корпусе слабоват. И все, никакой магии.

Какой именно это динамик я вам не скажу - пусть это останется моим небольшим секретом.


IMG_20170121_111213.jpg


Что получилось в остатке - в остатке весь проект занял 4 выходных и немного денег - ведь затеял я этот проект для души.


Внутренняя коммутация выполнена хорошим медным проводом AWG 14, что тоже немаловажно.

IMG_20170121_175345.jpg


А звучание - приходите в гости, послушаем. Но гарантирую, что звук по своей проработке, достоверности и динамике вас приятно удивит. То, что раньше замыливалось кроссоверами, теперь звучит прозрачно. Баллады Марка Нофлера с его прононсом и полным отсутствием фонетической дикции - теперь можно не только слушать, но и понимать каждое слово, как если бы он пел у вас в гостях.

DSC_4611.JPG



В завершение коротенькое видео, которое сделали неугомонные роботы Гугла. Ох уж эти роботы с их интеллектом - и тут они облажались. Получилось так себе - я позже переделаю, если будет вдохновение.



Не стесняйтесь по звуку задавайте вопросы в комментариях. На что успею - отвечу. А об усилителях я расскажу в следующий раз.

Тут и сказочки конец, а кто слушал - пирожок уже съели. Поздно хвататься за грабли.


Good night.

Tags: самоделки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments