DennisO (denniso) wrote,
DennisO
denniso

Давид и Галиаф - FitBit, Garmin и Обама



Я люблю стартапы. Люблю за их бардак и суматоху, за фонтан идей и динамику. Люблю атмосферу, в которой факты и дата, а не мнения и снобизм - определяющие. Про такие компании говорят - инновации прописаны в их ДНК. И этим сказано все. Люблю за то, что правильная идея и ее реализация взлетает от полуподвальной лаборатории до овального офиса президента за 2-3 года.

ObamaFitbit15Mar17.jpg

Именно поэтому кому-то легко работать в атмосфере творчества и креатива, а кто-то отторгает это всей сущностью. Несовместимость ДНК. Понятно, что в любом “правильном” стартапе есть костяк, скелет, от которого зависят базовые функции компании. Но основа, как правило не мешает, а только помогает разработчикам “тихонько сходить с ума и делать чудо”.


Очень немногие крупные компании смогли создать, и сохранить эту культуру. Многие были такими в начале, а с ростом и временем «окорпоративились».

В пост-советских компаниях, вышедших из 90-ых и ранних 00-ых, этой культуры как правило нет в априори. ДНК изначально повреждена. Исключения есть, но это - конкретные руководители-одиночки, пытающиеся сделать единичный проект. Их начинания разбиваются о лбы других. Чтобы ДНК инновации восстановилась, должно смениться поколение. Это уже будут другие компании, с другими людьми в их главе и другой менталитет общества в целом.

Итак, Обама и стартапы - что, казалось общего? Лично для меня Барак Обама запомниться по 3-м событиям:

1) Вывод войск из Ирака
2) Реформа мед-страхования
3) Fitbit

О политике и медицине говорить не будем. Поговорим о правильных компаниях.

Fitbit - один из моих любимых стартапов потому, что они замечательно утирают нос такому гиганту GPS-индустрии и навигации, как Garmin уже не первый год. И делают они это красиво.

Garmin - патриарх GPS навигации во всех ее возможных проявлениях. Они одни из первых вышли на рынок с продуктом на прогрессивным тогда чипсете SirfStarIII, что позволило довести энергопотребление и точность определения местоположения до применимых на практике 30 метров. Занимается Garmin не только авто-навигаторами, о которых мы все знаем, но и промышленной радиолокацией, эхолокацией, авиа-навигацией, навигацией под водой и в экстремальных условиях.

Компания взлетела и к 2007 году ее оценка на рынке превысила отметку 20 миллиардов долларов. Для сравнения, “раздутый” Твитер сегодня, 8 лет спустя, оценивается так же. Только Твитер дохода не приносит, а Garmin и по сей день в средненьком плюсе.

Однако, после финансового кризиса 2008-2009 годов, компания не только сдулась, она полностью потеряла связь с реальностью. И рынок на это отреагировал. Большинство хай-тек компаний с 2010 по 2014 год активно росли. Куда смотрели в Garmin в этот период - непонятно. Но уж точно не на своих пользователей.

Screen Shot 2015-05-03 at 9.23.08 AM.png

Тогда же, в 2007 году, в Сан Франциско два инвестора вложились в идею фитнес-трэкера. Идея настолько простая, что многие пытались и пытаются по сей день на ней заработать.

Однако, заработать на создании новых гаджетов и их поддержке - очень сложно. В придачу к затратному процессу создания непосредственно гаджета, нужно еще иметь правильный план на его продвижение и поддержку через удобные пользователю сервисы. Это сопоставимо с задачей поднимать не один а два-три стартапа одновременно.

Первые трэкеры FitBit были простыми и примитивными - мерили шаги и как-то считали калории. Все, как обычно, упиралось в датчики. А датчики нужно было разрабатывать, адаптировать, уменьшать размер, и энергопотребление. Это сейчас чип гибридной системы на eBay можно купить за небольшие деньги. В 2007 году же только вышел в мир первый iPhone, и Android “догонял” Apple очень смешными прототипами. Мобильная эра “умных” технологий только набирала обороты.

И Garmin в это же период решает не оставаться в стороне и выходит на рынок с первыми “юзабельными” моделями фитнес-часов Forerunner.

fore205-1-lg.jpg

Прелесть, правда? Сразу видно, что вещь - практичная, удобная и прямо скажем - статусная. Для реальных пацаноффф.

Нет, конечно - это уродство, которое не должно было увидеть свет.

Прокручиваем время вперед, и в итоге в мире фитнеса и бега в частности, помимо традиционных трэкеров шагов, с GPS и пульсометрами присутствуют Garmin с линейкой Forerunner (некоторые модели), Fitbit c моделью Surge, и … и все. Море китайских “часов” на Android Ware, а также Apple Watch пока серьезно рассматривать еще не приходится.

Некоторые Андроиды конечно очень интересные, но они применимы к бегу и спорту в целом - как я к балету.

Да, есть Polar, есть TomTom и Nike. Но серьезно их рассматривать уже не приходится.

Fitbit сделали упор на главное - соревновательный дух. Желание победить. Себя или же других. Сколько людей, столько и причин. Но все объединил web-сервис https://www.fitbit.com/ где удобно, в одном месте, независимо от модели вашего телефона, сохраняются все данные по шагам, калориям, весу (FitBit делает также умные напольные весы), проценту жира, качеству и продолжительности сна и много другое.

Помимо прямых данных, полученных с трэкера, мобильного приложения и весов, FitBit сумел создать мир приложений сторонних компаний с которыми их сервис отлично интегрирован.

В придачу есть социальная сеть, где можно подписаться в сообщества “Пройду 250,000 шагов в месяц”, или “Худеем вместе”. Можно видеть свой прогресс в сравнении с друзьями, можно просто послать дружеский привет - подбодрить человека, если видите что он начал лениться. Это спортивно и это здорово!

Но самое главное - девайсы FitBit - РАБОТАЮТ. Стабильно, в экстремальных условиях, при любых нагрузках. И при этом, все трэкеры FitBit - моноблоки. Ни тебе внешних датчиков, ни проводов, ни дополнительных bluetooth интерфейсов. Красота.

На радость обладателей как Android так и Apple смартфонов, Fitbit не отдает предпочтения ни одной ни другой платформе. И это здорово! Ваши данные не зависят от планов сторонних компаний! Можно синхронизировать, сливать данные или в Apple Health Kit или в Android Ware, но сами данные спокойно храниться за пределами локальных боевых действий двух гигантов, где решения принимаются для “среднего пользователя в сферическом вакууме”, которые фитнес-цели выставляют исключительно в каллориях или минутах продолжительности активности за день (Apple - ты слышишь? Какая нахер активность?! Дай мне дистанцию в милях, шагах, и разбей это по видам треннировок!), а не для тех , кто живет в реальном мире.

fitbit-apple.jpg
(дедушка, внучок и new kid on the block - Apple)

Мой первый трэкер был FitBit Force (тот что слева), и я более года нещадно его пользовал не расставаясь с ним ни на минуту. Тренировки, душ, дождь - все ему было нипочем. Именно с этим трэкером я серьезно втянулся в фитнес. Особенно полезно было получать на почту статистику и прогресс за неделю. Удобная фича.

Когда летом прошлого года, компания объявила о планируемом выпуске Fitbit Surge, “супер-часов для фитнеса”, я в ряду первых подписался на новостные обновления. И в конце ноября, был в числе первых пользователей этого нового девайса.

По прошествии 6-ти месяцев - я по прежнему в восторге от того, что часы Surge - просто работают. Не отвлекают, не раздражают неполадками и ненужными функциями, они просто работают!

В предыдущем посте я приводил данные забега, которые фиксировались именно Surge. Все просто, продумано, удобно.

Screen Shot 2015-05-04 at 4.48.03 PM.png

Заряда хватает на 5-6 дней непрерывной работы, учитывая 4 стабильных тренировки в зале (без GPS). C GPS, за 2 часа полу-марафона батарея была использована на 30%, и думаю полный марафон, 4-5 часов, они проработают без проблем.

Та же степень водо- и (извините) пото-устойчивости, что и у младших моделей. Не фиктивной - а настоящей! С меня семь потов сходит за 2 часа тренировки, и когда я смотрю на часы, вид такой, что я только что вышел из бассейна. Они же - спокойно выдерживают это издевательство!

И я знаю почему. FitBit - одна из немногих компаний, которая не тестирует свою продукцию - они с ней живут. Каждый день. Работа, тренировки, реальная жизнь, а не только рекламные и маркетинговые ролики.

О боги! Если бы производители спорт-наушников делали тоже самое - у нас не было бы этого потока дерьма, которое нам пытаются продать под видом непонятно чего!

Но главное - это первые фитнес-часы, которые не выглядят как фитнес-часы! На бизнес встречу или на тренировку - не нужно ломать себе голову, что и когда одевать! Первые несколько месяцев на самых ответственных встречах, всякий раз непринуждённый разговор начинался с темы часов.

В придачу есть расширенный платный сервис, с персональным “виртуальным” тренером. Мелочь, а все же еще один дополнительный мотиватор. Была бы еще интеграция со музыкальными сервисами Spotify или Pandora, и вот она - нирвана!

Почему

В начале я дал понять, что Fitbit по всем фронтам лучше Garmin, несмотря на то, что сейчас 8 из 10 обладателей фитнес-часов пользуются именно Garmin.

И вот почему. Garmin - это часы Электроника-5. Компания пытается делать все, и ничего на отлично одновременно. Пошел фитнес - давайте фитнес. Плевать, что датчик сердцебиения внешний и это неудобно пользователю, зато у нас есть 5 вариантов цвета! GoPro вышел на рынок с мобильными камерами Hero, Garmin - туда же.

Это метание приводит только к одному - компания бросается из одного поля деятельности в другое, толком не прорабатывая детали и не идя на встречу реальным пользователям.

Затем - непосредственно реализация. Если вы посмотрите на продукты Garmin, то очень быстро поймете, что компания очень далека от разработки качественных веб-сервисов и программного обеспечения. Да, у них тоже есть сервис Garmin Connect – но какой толк в этом сервисе, если одеваете вы этот Garmin только на тренировку и только на улицу!

Недавно вышли часы Apple Watch, и они, конечно, потеснят FitBit в премиум сегменте.

Apple - это единственная серьезная консюмерская компания на рынке, которая знает как тестировать собственные продукты. Видео о тест-лаборатории в которой откатывали прототипы Apple Watch быстро убрали с YouTube. Но кое-то можно почитать тут.

Для меня же вопрос ясен. Я буду пользоваться как Fitbit Surge (и их последующие итерации), так и Apple Watch. Благо синхронизировать данные обеих платформ можно уже сейчас в обе стороны. А вот Garmin - увы и нет. Этот динозавр должен умереть и мы все с радостью будем ходить в краеведческий музей, и слушать занимательную историю о том как когда-то компания взлетела и потом ушла в промышленную нишу только потому, что ДНК инновации у нее оказалась повреждена.

Давид победил одного Галиафа, посмотрим, получится ли у него подружиться со следующим.

Удачи, команда FitBit!

P.S. А то, что Барак Обама, текущий президент США, предпочитает всем остальными “умным” часам Surge - это скорее минус чем плюс ;)


Tags: fitbit, fitbitsurge, garmin, gps, surge, гармин, финтес, часы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments