DennisO (denniso) wrote,
DennisO
denniso

Давид и Галиаф - FitBit, Garmin и Обама



Я люблю стартапы. Люблю за их бардак и суматоху, за фонтан идей и динамику. Люблю атмосферу, в которой факты и дата, а не мнения и снобизм - определяющие. Про такие компании говорят - инновации прописаны в их ДНК. И этим сказано все. Люблю за то, что правильная идея и ее реализация взлетает от полуподвальной лаборатории до овального офиса президента за 2-3 года.

ObamaFitbit15Mar17.jpg

Именно поэтому кому-то легко работать в атмосфере творчества и креатива, а кто-то отторгает это всей сущностью. Несовместимость ДНК. Понятно, что в любом “правильном” стартапе есть костяк, скелет, от которого зависят базовые функции компании. Но основа, как правило не мешает, а только помогает разработчикам “тихонько сходить с ума и делать чудо”.


Очень немногие крупные компании смогли создать, и сохранить эту культуру. Многие были такими в начале, а с ростом и временем «окорпоративились».

В пост-советских компаниях, вышедших из 90-ых и ранних 00-ых, этой культуры как правило нет в априори. ДНК изначально повреждена. Исключения есть, но это - конкретные руководители-одиночки, пытающиеся сделать единичный проект. Их начинания разбиваются о лбы других. Чтобы ДНК инновации восстановилась, должно смениться поколение. Это уже будут другие компании, с другими людьми в их главе и другой менталитет общества в целом.

Итак, Обама и стартапы - что, казалось общего? Лично для меня Барак Обама запомниться по 3-м событиям:

1) Вывод войск из Ирака
2) Реформа мед-страхования
3) Fitbit

О политике и медицине говорить не будем. Поговорим о правильных компаниях.

Fitbit - один из моих любимых стартапов потому, что они замечательно утирают нос такому гиганту GPS-индустрии и навигации, как Garmin уже не первый год. И делают они это красиво.

Garmin - патриарх GPS навигации во всех ее возможных проявлениях. Они одни из первых вышли на рынок с продуктом на прогрессивным тогда чипсете SirfStarIII, что позволило довести энергопотребление и точность определения местоположения до применимых на практике 30 метров. Занимается Garmin не только авто-навигаторами, о которых мы все знаем, но и промышленной радиолокацией, эхолокацией, авиа-навигацией, навигацией под водой и в экстремальных условиях.

Компания взлетела и к 2007 году ее оценка на рынке превысила отметку 20 миллиардов долларов. Для сравнения, “раздутый” Твитер сегодня, 8 лет спустя, оценивается так же. Только Твитер дохода не приносит, а Garmin и по сей день в средненьком плюсе.

Однако, после финансового кризиса 2008-2009 годов, компания не только сдулась, она полностью потеряла связь с реальностью. И рынок на это отреагировал. Большинство хай-тек компаний с 2010 по 2014 год активно росли. Куда смотрели в Garmin в этот период - непонятно. Но уж точно не на своих пользователей.

Screen Shot 2015-05-03 at 9.23.08 AM.png

Тогда же, в 2007 году, в Сан Франциско два инвестора вложились в идею фитнес-трэкера. Идея настолько простая, что многие пытались и пытаются по сей день на ней заработать.

Однако, заработать на создании новых гаджетов и их поддержке - очень сложно. В придачу к затратному процессу создания непосредственно гаджета, нужно еще иметь правильный план на его продвижение и поддержку через удобные пользователю сервисы. Это сопоставимо с задачей поднимать не один а два-три стартапа одновременно.

Первые трэкеры FitBit были простыми и примитивными - мерили шаги и как-то считали калории. Все, как обычно, упиралось в датчики. А датчики нужно было разрабатывать, адаптировать, уменьшать размер, и энергопотребление. Это сейчас чип гибридной системы на eBay можно купить за небольшие деньги. В 2007 году же только вышел в мир первый iPhone, и Android “догонял” Apple очень смешными прототипами. Мобильная эра “умных” технологий только набирала обороты.

И Garmin в это же период решает не оставаться в стороне и выходит на рынок с первыми “юзабельными” моделями фитнес-часов Forerunner.

fore205-1-lg.jpg

Прелесть, правда? Сразу видно, что вещь - практичная, удобная и прямо скажем - статусная. Для реальных пацаноффф.

Нет, конечно - это уродство, которое не должно было увидеть свет.

Прокручиваем время вперед, и в итоге в мире фитнеса и бега в частности, помимо традиционных трэкеров шагов, с GPS и пульсометрами присутствуют Garmin с линейкой Forerunner (некоторые модели), Fitbit c моделью Surge, и … и все. Море китайских “часов” на Android Ware, а также Apple Watch пока серьезно рассматривать еще не приходится.

Некоторые Андроиды конечно очень интересные, но они применимы к бегу и спорту в целом - как я к балету.

Да, есть Polar, есть TomTom и Nike. Но серьезно их рассматривать уже не приходится.

Fitbit сделали упор на главное - соревновательный дух. Желание победить. Себя или же других. Сколько людей, столько и причин. Но все объединил web-сервис https://www.fitbit.com/ где удобно, в одном месте, независимо от модели вашего телефона, сохраняются все данные по шагам, калориям, весу (FitBit делает также умные напольные весы), проценту жира, качеству и продолжительности сна и много другое.

Помимо прямых данных, полученных с трэкера, мобильного приложения и весов, FitBit сумел создать мир приложений сторонних компаний с которыми их сервис отлично интегрирован.

В придачу есть социальная сеть, где можно подписаться в сообщества “Пройду 250,000 шагов в месяц”, или “Худеем вместе”. Можно видеть свой прогресс в сравнении с друзьями, можно просто послать дружеский привет - подбодрить человека, если видите что он начал лениться. Это спортивно и это здорово!

Но самое главное - девайсы FitBit - РАБОТАЮТ. Стабильно, в экстремальных условиях, при любых нагрузках. И при этом, все трэкеры FitBit - моноблоки. Ни тебе внешних датчиков, ни проводов, ни дополнительных bluetooth интерфейсов. Красота.

На радость обладателей как Android так и Apple смартфонов, Fitbit не отдает предпочтения ни одной ни другой платформе. И это здорово! Ваши данные не зависят от планов сторонних компаний! Можно синхронизировать, сливать данные или в Apple Health Kit или в Android Ware, но сами данные спокойно храниться за пределами локальных боевых действий двух гигантов, где решения принимаются для “среднего пользователя в сферическом вакууме”, которые фитнес-цели выставляют исключительно в каллориях или минутах продолжительности активности за день (Apple - ты слышишь? Какая нахер активность?! Дай мне дистанцию в милях, шагах, и разбей это по видам треннировок!), а не для тех , кто живет в реальном мире.

fitbit-apple.jpg
(дедушка, внучок и new kid on the block - Apple)

Мой первый трэкер был FitBit Force (тот что слева), и я более года нещадно его пользовал не расставаясь с ним ни на минуту. Тренировки, душ, дождь - все ему было нипочем. Именно с этим трэкером я серьезно втянулся в фитнес. Особенно полезно было получать на почту статистику и прогресс за неделю. Удобная фича.

Когда летом прошлого года, компания объявила о планируемом выпуске Fitbit Surge, “супер-часов для фитнеса”, я в ряду первых подписался на новостные обновления. И в конце ноября, был в числе первых пользователей этого нового девайса.

По прошествии 6-ти месяцев - я по прежнему в восторге от того, что часы Surge - просто работают. Не отвлекают, не раздражают неполадками и ненужными функциями, они просто работают!

В предыдущем посте я приводил данные забега, которые фиксировались именно Surge. Все просто, продумано, удобно.

Screen Shot 2015-05-04 at 4.48.03 PM.png

Заряда хватает на 5-6 дней непрерывной работы, учитывая 4 стабильных тренировки в зале (без GPS). C GPS, за 2 часа полу-марафона батарея была использована на 30%, и думаю полный марафон, 4-5 часов, они проработают без проблем.

Та же степень водо- и (извините) пото-устойчивости, что и у младших моделей. Не фиктивной - а настоящей! С меня семь потов сходит за 2 часа тренировки, и когда я смотрю на часы, вид такой, что я только что вышел из бассейна. Они же - спокойно выдерживают это издевательство!

И я знаю почему. FitBit - одна из немногих компаний, которая не тестирует свою продукцию - они с ней живут. Каждый день. Работа, тренировки, реальная жизнь, а не только рекламные и маркетинговые ролики.

О боги! Если бы производители спорт-наушников делали тоже самое - у нас не было бы этого потока дерьма, которое нам пытаются продать под видом непонятно чего!

Но главное - это первые фитнес-часы, которые не выглядят как фитнес-часы! На бизнес встречу или на тренировку - не нужно ломать себе голову, что и когда одевать! Первые несколько месяцев на самых ответственных встречах, всякий раз непринуждённый разговор начинался с темы часов.

В придачу есть расширенный платный сервис, с персональным “виртуальным” тренером. Мелочь, а все же еще один дополнительный мотиватор. Была бы еще интеграция со музыкальными сервисами Spotify или Pandora, и вот она - нирвана!

Почему

В начале я дал понять, что Fitbit по всем фронтам лучше Garmin, несмотря на то, что сейчас 8 из 10 обладателей фитнес-часов пользуются именно Garmin.

И вот почему. Garmin - это часы Электроника-5. Компания пытается делать все, и ничего на отлично одновременно. Пошел фитнес - давайте фитнес. Плевать, что датчик сердцебиения внешний и это неудобно пользователю, зато у нас есть 5 вариантов цвета! GoPro вышел на рынок с мобильными камерами Hero, Garmin - туда же.

Это метание приводит только к одному - компания бросается из одного поля деятельности в другое, толком не прорабатывая детали и не идя на встречу реальным пользователям.

Затем - непосредственно реализация. Если вы посмотрите на продукты Garmin, то очень быстро поймете, что компания очень далека от разработки качественных веб-сервисов и программного обеспечения. Да, у них тоже есть сервис Garmin Connect – но какой толк в этом сервисе, если одеваете вы этот Garmin только на тренировку и только на улицу!

Недавно вышли часы Apple Watch, и они, конечно, потеснят FitBit в премиум сегменте.

Apple - это единственная серьезная консюмерская компания на рынке, которая знает как тестировать собственные продукты. Видео о тест-лаборатории в которой откатывали прототипы Apple Watch быстро убрали с YouTube. Но кое-то можно почитать тут.

Для меня же вопрос ясен. Я буду пользоваться как Fitbit Surge (и их последующие итерации), так и Apple Watch. Благо синхронизировать данные обеих платформ можно уже сейчас в обе стороны. А вот Garmin - увы и нет. Этот динозавр должен умереть и мы все с радостью будем ходить в краеведческий музей, и слушать занимательную историю о том как когда-то компания взлетела и потом ушла в промышленную нишу только потому, что ДНК инновации у нее оказалась повреждена.

Давид победил одного Галиафа, посмотрим, получится ли у него подружиться со следующим.

Удачи, команда FitBit!

P.S. А то, что Барак Обама, текущий президент США, предпочитает всем остальными “умным” часам Surge - это скорее минус чем плюс ;)


Tags: fitbit, fitbitsurge, garmin, gps, surge, гармин, финтес, часы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments